Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи.  

Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных клини-

ческих формах детской речевой патологии.

При очаговом поражении речевых зон коры головного мозга во

внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро-

вания речи) возникает стойкое и специфическое речевое недоразви-

тие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Среди

детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а

среди детей школьного возраста — у 0,6-0,2%. 10% учащихся школ

для детей с тяжелыми нарушениями речи страдают алалией.

Характерными признаками моторной алалии является выражен-

ное недоразвитие всех сторон рече-языковой системы: фонематиче-

ской, лексической, морфологической и синтаксической. Типичными

проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска

слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следова-

ния, нарушения слоговой структуры слова. Для детей с моторной ала-

лией характерна крайне низкая речевая активность. На этом фоне

формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и

жестов. Сложный симптомокомплекс языковых и речевых рас-

стройств при алалии оказывает отрицательное влияние не только на

коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, неко-

торых сторон личности.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться на фоне рассеян-

ной органической симптоматики или минимальной мозговой дис-

функции. По этиологии, механизмам развития и клиническим прояв-

лениям это сборная группа патологических состояний. В раннем

возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного

тонуса, нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное

беспокойство, снижение аппетита. У некоторых детей отмечается

задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится

выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания раз-

виваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможен-

ностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не

способны к длительной игровой деятельности, они не умеют огра-

ничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной

и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. На-

блюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия.

Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллекту-

альной деятельности.

В школьном возрасте дети испытывают трудности в усвоении на-



выков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характери-

зуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недоста-

точностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и

мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных измене-

ний крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагности-

руемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагоги-

ческих воздействий.

При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей

отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности

артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом

в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцирован-

ные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих

детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и ко-

ординации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук,

несформированность общего и орального праксиса.

При не осложненном варианте общего недоразвития речи у детей

не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутст-

вуют локальные поражения центральной нервной системы. В анамне-

зе этих детей нет указаний на патологию беременности и родов. От-

мечается недоношенность, незрелость ребенка при рождении, его со-

матическая ослабленность, частые простудные заболевания в первые

месяцы жизни. В психическом облике этих детей видны отдельные

черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция

произвольной деятельности.

Учителю-логопеду необходимо учитывать типологию аномаль-

ного развития детей при разработке дифференцированного подхода в

ходе коррекционного процесса.


klinicheskij-razbor-luchevaya-diagnostika-neotlozhnih-sostoyanij-u-detej.html
klinicheskij-sluchaj-vzaimnoe-vliyanie-boli-i-depressivnih-simptomov.html
    PR.RU™